Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980», посвященная 110-летию со дня рождения фотографа, завершает свою работу в Центре фотографии имени Братьев Люмьер в Москве. Фоторепортаж ИА REGNUM с выставки.

Москва Наума Грановского 1920-1950. Малый зал
Москва Наума Грановского 1920-1950. Малый зал
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

На экспозиции представлены винтажные отпечатки Москвы XX века из коллекции галереи Люмьер при поддержке фонда Still Art. В большом зале выставлены не показывавшиеся ранее фотографии советского модернизма 50−80-х годов и фотографии исчезающего архитектурного наследия, найденные в архиве Грановского за последние годы.

Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке
Посетители на выставке
Посетители на выставке
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Московская архитектура очень разнообразна. Грановский изучал Москву, и она стала главным героем его фотографий. Фотограф любовался и наблюдал за изменениями, которые происходили в городском пейзаже с течением времени. Мы живём среди архитектурных строений и видим их каждый день. Фотограф фиксирует миг, может увидеть детали, которые ускользают от других.

Советский модернизм
Советский модернизм
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке в день открытия
Посетители на выставке в день открытия
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Грановский по много раз готов был возвращаться в одну и ту же точку Москвы, исследуя, как меняется город со временем. По его работам можно отследить смену символов в течении эпохи или почувствовать ностальгию по прошлому и увидеть неразрывную связь с настоящим. Умение Грановского понимать город, чувствовать его характер делает его работы захватывающими наше внимание — их интересно разглядывать, подмечать мелкие детали.

Посетители на выставке
Посетители на выставке
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

«…Именно фотография дарит нам возможность оглянуться назад, вспомнить то, что, казалось бы, вспомнить невозможно, вернуться туда, куда вернуться нельзя. Но при этом всегда надо помнить, что фотография — лишь отражение реальности, ее небольшой кусочек, дошедший до нас на куске пленки или пожелтевшей бумаге. Мы смотрим на мир не своими глазами, наше восприятие определено выбором фотографа», — из предисловия к альбому «Наум Грановский 1920−1980».

Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке в день открытия
Посетители на выставке в день открытия
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке
Посетители на выставке фотографий Наума Грановского
Посетители на выставке
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке фотографий Наума Грановского
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

«Наум Грановский стал одним из тех, чей взгляд по истечении времени оказался так необходим нам сейчас. Сегодня, смотря его фотографии, мы получаем не просто уникальную возможность проследить историю развития советской архитектуры и Москвы, но мы можем попытаться сформулировать свое отношение к советскому периоду нашей истории, дошедшей до нас через призму его восприятия. Наум Грановский сохранил для нас Москву XX века и тем самым сделал нам бесценный подарок», — сказала Елизавета Лихачева, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева.

Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980» в день открытия
Посетители на выставке в день открытия
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980» в день открытия
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке в день открытия
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Наум Грановский родился в городе Александрия (Украина) в 1910 году. В Москву переехал в возрасте 16 лет. Работал в издательствах ТАСС, ИЗОГИЗ и других. Активно снимать Москву начал в 1930-х годах. В 1941 году стал военным корреспондентом газеты «Тревога».

Посетители на выставке
Посетители на выставке
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Работы Наума Грановского высоко ценились еще при жизни. Он участвовал в крупнейших советских и зарубежных выставках, являлся автором нескольких книг и альбомов, заслуженным работником культуры РСФСР в 1968 году, членом Союза журналистов СССР с 1958 года, а также членом Союза архитекторов СССР.

Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

«Московский летописец», «главный архитектурный фотограф СССР» — так называли современники Наума Грановского. На протяжении полувека фотограф снимал Москву, смотря на нее как на живого человека, отмечая все изменения, которые происходили с ней.

Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Согласно распоряжению мэра Москвы, выставка «Москва Наума Грановского 1920−1980» 12 ноября до 22:00 работает для посетителей последний день в Центре фотографии имени братьев Люмьер.